
В горном районе живописных Татр, на границе Польши и Словакии можно увидеть поистине сказочные дома, которые спроектировал эксцентричный архитектор Себастьян Питонь. Вдохновляясь бессметными творениями Антонио Гауди, польский творец создает сюрреалистичные шедевры не менее причудливой формы. Как отмечают владельцы, его дома имеют еще и душу, и сердце, ведь неутомимый энтузиаст популяризирует местный стиль, появившийся в этих краях в XIX веке (известный как «закопанский»). Он активно улучшает его методики, привнося особые нотки, филигранно переплетающиеся с народными традициями горцев, его творческими изысканиями и пожеланиями заказчиков.
1. Творческие изыскания современного архитектора, не забывшего о корнях и народных традициях

Творческая натура по призванию, а по образованию архитектор, Себастьян Питонь, неравнодушный житель горного района, где главенствуют живописные Татры, прославился необычными проектами, ставшими украшением горных селений и точкой притяжения для туристов. И это неспроста, поскольку не всегда и не везде увидишь настолько сюрреалистичные причудливые объекты, словно вышедшие со страниц иллюстрированных сказок.


Все началось еще с детства, когда Себастьян, будучи еще ребенком, крутился возле деда, прославившегося во всей округе небывалым мастерством в плотницком деле. В подростковом возрасте он наравне со взрослыми работал в мастерской помощником плотника, где ему нравилось все – начиная с запаха дерева и заканчивая творческим процессом, где всегда можно проявить свои таланты и поэкспериментировать. Это опыт и предопределил выбор профессии молодого бунтаря и новатора. После окончания гимназии в городе Лодзь, он пошел учиться в Лодзинский технический университет на факультет градостроительства и архитектуры, где по окончанию получил степень магистра (специальность инженер-градостроитель).

Еще в студенческие годы Себастьян был очарован работами великого каталонского архитектора – Антони Гауди, его уникальным стилем, в котором преобладает красота и природные формы, что противоречило современному строительству простых функциональных зданий. Дипломированный архитектор не смог проектировать безликие коробки, привычные для большинства городов Польши и не только ее, считая современные тенденции губительными для архитектуры и искусства, в целом. Он работал по профессии, но создавал поистине уникальные здания, которые ярко выделялись на фоне типичной застройки многих городов, но в особенности они украшают горные деревни и его родную – Косцелиско.

По сведениям редакции Novate.ru, улица, на которой живет «польский Гауди» со своей супругой (трое взрослых сыновей уже покинули отчий дом), названа в честь его семьи, ведь не только он славится своими творческими изысканиями, работы его деда и дяди являются вершиной деревянного зодчества Польши.


В память о дедушке и помня запах дерева в его мастерской, Себастьян Питонь отошел от современных материалов и принципов строительства, вернувшись к истокам, к тем традициям, которые выработали жители горных деревень. Точнее сказать, архитектор обратился к популярному в XIX веке стилю – Zakopianski style (закопанский стиль или стиль Виткевича), в котором во главу угла ставилось природное начало. При этом в нем сохранялись народные элементы предыдущих поколений, основанные на натуральных материалах, которые были практически под ногами – дерево и камень, а также не отвергались органические формы (в основном только в декоре). Именно эти традиции, которые не шли в разрез с природными формами и эстетикой живописных ландшафтов, вдохновляли современного творца на выработку собственного видения красоты. По мнению творца, эстетика должна быть ярко выраженной и привлекательной, а уж потом функциональность и рациональность архитектурных объектов, ради чего они не строились.
2. Мастерство проектирования сложных конструкций

Несмотря на то, что Себастьян Питонь придерживается традиционных техник строительства жилых домов, отельных комплексов или любых других объектов, в народной архитектуре не применялись настолько сложные формы структуры самого здания и крыши.
Примечательно: Изогнутые линии, практически скульптурные детали, обтекаемые формы – это довольно высокотехнологичные конструкции, которые концентрируются на эстетике больше, чем на долговечности, поэтому архитектору-новатору приходится проявлять все свои умения для тщательных расчетов даже самой маленькой детали, чтобы объект был эстетически привлекательным При этом без ущерба для максимального комфорта и эффективности организуемого пространства. Себастьян признает, что биоморфные формы домов затрудняют их строительство и проектирование, а также создают множество проблем на этапе отделки, но высококлассные специалисты из бригады подрядчика настолько усовершенствовали свои навыки, что буквально за два месяца появляется причудливая оболочка здания, покрытого потрясающей крышей.

Несмотря на сложности архитектор не отказывает себе в удовольствие создавать фантастические проекты, конечный результат которых, несомненно, захватывает дух у всех, кто видит их и не только вживую. На просторах Сети сказочные домики, отели и таверны Себастьяна Питоня вызывают неподдельное восхищение, ведь в наш век подобную красоту редко встретишь. Проекты польского архитектора столь же красивы, сколь и изобретательны, неудивительно, что его творения вызывают сравнения с домами грез детства каждого из нас.
3. Проекты Себастьяна Питоня – завораживающая красота сюрреалистичных зданий


Вот уже много лет Себастьян Питонь занимается любимым делом, исследуя, экспериментируя, вырабатывая собственный стиль, который не заметить просто невозможно. Дома спроектированные и построенные на заказ, получаются завораживающе привлекательными, даже если будущий владелец мечтает иметь не только дом причудливой формы с использованием традиционных материалов. Современные детали также интегрируется в объект, мастер кривых линий и просто невероятных форм крыш, научился мастерски вплетать все пожелания клиентов в эклектический проект.

Стоит сразу оговориться, что Себастьян сам не принимает участие в процессе строительства, но он полностью руководит им, подбирая ответственных и талантливых мастеров, которые в состоянии выполнить столь сложную задачу, ведь изготовление из дерева волнистых стен и/или крыш является очень сложными в плане исполнения процессом. За период своей творческой деятельности 53-летний талантливый архитектор реализовал более 50 проектов, большая часть которых являлись частные жилые дома, отельные комплексы, небольшие гостиницы, только выигрывающие от того, что имеют не привычные для современников формы.

Глядя на большинство его работ, можно не удивляться почему все его творения привлекают к себе внимание, ведь путешествующие по горным поселениям любители экотуризма, с удовольствием остановятся именно в причудливом отеле, в не менее фантастических номерах. Правда, такая популярность не очень вдохновляет некоторых частных домовладельцев, которые то и дело наблюдают толпы фотографирующихся возле их сказочных коттеджей, но это издержки, и к ним приходиться привыкать.


Такая популярность сказочных шедевров также не очень радует владельцев традиционных отелей, да и коллеги по цеху не раз позволяли пренебрежительные, а порой и вовсе агрессивные комментарии по поводу стиля строительства, но Себастьян не расстраивается. А как раз наоборот, он считает, что выбрал правильный путь, у футуристических зданий коллег есть свои поклонники, а безликие коробки никому не интересны, чтобы о них говорить и обсуждать архитектуру, которой, по мнению Питоня, попросту нет, поскольку многие современники забыли о красоте и гармонии.
https://youtu.be/rLg0o39GuUs