304

Архитектура влияет на настроение, работоспособность и даже здоровье человека. Создаёт модели поведения, может вызывать тревогу, агрессию или, наоборот, чувство общности.

Бессознательно мы тянемся к благоустроенной и интересной среде, но объяснить, почему так происходит, не можем. Только чувствуем, как нас вдохновляют красивые здания или угнетают серые одинаковые фасады.

В современном мире интерес к влиянию архитектуры на человека растёт, хотя тема ещё недостаточно изучена. Архитекторы зовут на помощь психологов, чтобы сделать жизнь людей лучше. В статье расскажем, как архитектура может менять поведение и состояние людей.

Тоска безликих городов

Среда в российских городах в большинстве своём вредная. Много стекла и бетона, заборы на каждом шагу, асфальт, безликие фасады — наследие советской архитектуры и результат экономии. Именно такие монотонные и тусклые городские пейзажи вместе непродуманной архитектурой могут привести, по мнению специалистов, к психологическим и социальным отклонениям.

Человеческий глаз не безразличен к изображению, на которое он смотрит. Картинку на сетчатке нужно менять — мы делаем это рефлекторно. Когда глаз долго смотрит на неподвижный объект, то напрягается и устаёт. Если перед нами здание с большим одинаковым фасадом, то глазу не за что зацепиться. Движения взгляда по объекту не спасает от переутомления, которое уменьшает работоспособность человека.

Фасад здания типичного российского города

Однотипные городские здания, ряды дверей, окон, серый асфальт вместе с шумом, загрязнением воздуха и уличной суетой создают психофизиологическую напряжённость, приводят к депрессиям и тревожности. Поэтому проектировать здания с точки зрения психологии важно.

Архитектура может воздействовать на людей с помощью формы, размера и цвета зданий.

Форма зданий и скука

Если вы проходите мимо длинного однотипного здания, то время идёт, кажется, медленнее, вы можете почувствовать скуку, даже начинаете сутулиться. Вспомните типовой коробочный торговый центр с большим паркингом рядом. Появлялось ли у вас когда-то желание обойти его, рассмотреть или остановиться? Рядом с таким зданием скорее хочется зайти внутрь к светлым витринам магазинов или быстрее уехать.

Такой эффект обнаружил Коллин Эллард, известный американский учёный, специалист по когнитивной нейропсихологии и психогеографии, во время совместного исследования с Музеем Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

На улице Бауэри в старой части Манхэттена компания Whole Foods Market построила один из самых больших супермаркетов дорогой еды. Многие жители были против, потому что здание противоречило историческим ценностям района и его традициям. Люди здесь привыкли гулять между небольшими ресторанчиками, барами, проходить через маленькие уютные парки. Гигантское длинное здание с тротуаром вдоль него, десятками такси рядом не вписывалось в этот стиль жизни.

Whole Foods Market на улице Бауэри, Нью-Йорк

Исследователи предлагали посетителям местного музея пройти по району и оценить своё эмоциональное состояние. Помогали им вопросами, ответы испытуемые давали сразу же на смартфоне. У каждого был браслет, который измерял электропроводность кожи, что помогало оценить вегетативное возбуждение: напряжённость, готовность действовать, заострить внимание или среагировать на угрозу.

Архитектура в районе улицы Бауэри, Нью-Йорк

Вид супермаркета вызывал у людей неловкость. Они искали, что обсудить. Не чувствовали себя счастливыми, им было просто скучно. Но быстро меняли настроение, когда шли по старой части района, здесь они больше разговаривали и были энергичными.

Наблюдал за поведением людей около невыразительных фасадов и градостроитель Ян Гейл. Мимо них люди обычно ускоряли шаг. Исследования показывали, что скучная обстановка вызывает стресс, импульсивность, подталкивает к рискованному и даже неадекватному поведению.

По мнению Гейла, разнообразие — не прихоть, и достаточно подумать о низе фасада, первых трёх метрах, которые могут изменить настроение людей.

Также на человека влияет размер здания. Древние механизмы нашей психики могут заставить чувствовать тревогу или трепет перед огромным сооружением. Около здания суда или храма есть ощущение чего-то большего, что над нами, что сильнее нас — власть или необъяснимое. Человек может почувствовать ужас или, наоборот, защиту, если у здания более доброжелательные черты.

Притягательность изогнутых линий в архитектуре

Когда знаменитый архитектор Филипп Джонсон увидел музей Гугентхайма в Бильбао архитектора Фрэнка Генри, то начал плакать и добавил: «Архитектура — это не про слова, а про слёзы». Сильные эмоции он объяснил магическими изогнутыми линиями музея. Не только он так реагировал на это здание, которое стало одним из самых знаковых мировых сооружений.

Музей Гугентхайма в Бильбао, Испания

Нейробиолог из университета Торонто Ошин Вартанян изучал влияние изогнутых и ломаных линий на активность мозга. Для нас они кажутся мягкими, красивыми и манящими. Острые углы в интерьерах и элементах зданий воспринимаются как опасность, влияют на поведение. Например, могут вызвать тревогу.

Общие пространства и чувство единства

Элементы архитектуры, особенно общие пространства, могут влиять на взаимодействие между незнакомыми людьми: делать их более отзывчивыми или, наоборот, недоверчивыми и безразличными.

Исследователи провели эксперимент в двух студенческих общежитиях. Они разбросали почтовые конверты с марками и адресами. Здания были спроектированы по-разному. Одно — многоэтажное, где студенты редко видели друг друга. Другое — малоэтажное с совместной зоной для питания и другими общими пространствами. Студенты здесь встречались хотя бы раз в день. В итоге самые высокие показатели отправки писем адресатам были в малоэтажном общежитии — 100%, в многоэтажном только 60% писем подняли и отправили адресатам.

Неправильная архитектура и преступность

В 1969 году социальный психолог Филип Зимбардо из Стэнфордского университета провёл эксперимент. Исследователь припарковал машины в Бронксе неблагополучном районе Нью-Йорка, и в Пало-Альто, районе мировых корпораций в Калифорнии.

С автомобилей сняли номера и открыли капот, будто водитель ушёл за помощью.

Район Бронкс, Нью-Йорк

За объектом начали наблюдать. В Бронксе сначала автомобиль испортили вандалы, а потом и вовсе угнали. В Пало-Альто машину не трогали, кто-то даже закрыл капот, когда начался дождь. Во второй части эксперимента результаты были не такими очевидными. Исследователи разбили стекло у каждой из машин. Тогда и в Пало-Альто случился вандализм, а потом автомобиль разграбили.

Здание Стэнфордского университета в Калифорнии, США

Исследователи пришли к выводу — когда люди ощущают принадлежность к месту, где живут, то заботятся о нём. Но никто не хотел «принадлежать» пространству пустой неблагополучной улицы Бронкса, для людей она была брошенной и ненужной.

Эксперимент стал основой теории разбитых окон политолога Джеймса Уилсона и криминалиста Джорджа Келлинга. Неухоженные брошенные пространства с заколоченными окнами, мусором и граффити сообщают нам, что среда оставлена, за ней не ухаживают, и такая обстановка провоцирует преступность.

Печальную славу преступности и социальных проблем получил комплекс «Пруитт-Айгоу» в Сент-Луисе в США, который построили в 50-х годах. В проекте было 33 одинаковых безликих здания, которые спроектировал Минору Ямасаки, архитектор Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.

Комплекс «Пруитт-Айгоу» в Сент-Луисе, США

Именно ошибку в проектировании назвали причиной упадка комплекса. Открытые пустые пространства между бетонными зданиями давили, заставляли чувствовать анонимность и изоляцию. Такая среда оказалась благоприятной для преступности. В 1972 ошибку исправили и снесли комплекс.

Психология цвета в архитектуре

Цвет в архитектуре не менее важен, чем форма зданий. Сейчас для проектирования архитекторы также учитывают психологию цвета. Взаимосвязь производительности человека и цвета исследовал французский врач Ферре. Самым удачным для короткой работы оказался красный свет, а при синем продуктивность падала. Для долгой работы лучшим оказался зелёный свет, фиолетовый снижал продуктивность в разы.

Каждый цвет по-своему действует на настроение и состояние людей:

 оранжевый и красный возбуждают нервную систему, могут повысить давление и сердечный ритм, такие цвета часто выбирают для коммерческих зданий и развлекательных центров;

– жёлтый активирует работу мозга и поднимает настроение;

– синий цвет успокоит и расслабит;

– серый — нейтральный и безразличный, поэтому может вызвать меланхолию;

– чёрный — противоречивый цвет, может вызвать ощущение угрозы и чувство печали, с другой стороны — это цвет силы и элегантности;.

– белый — цвет лёгкости, но может быть символом одиночества и холода;

– зелёный помогает снять усталость с глаз и благополучно влияет на нервную систему.

Учёный из Техасского университета A&M Роджер Ульрих заметил, что пациенты больницы быстрее выздоравливают и меньше просят обезболивающие в палатах с окнами с видом на зелень.

В Нью-Йорке, Берлине и Мумбаи учёные лаборатории BMW Guggenheim измеряли с помощью трекеров реакции людей на разные элементы городской среды: зелёные зоны, перекрёстки, безликие постройки и здания со сложными фасадами.

Зелёная зона в парковом квартале « Голландия » строительной компании «Мармакс»

Исследование показало, что более расслабленными люди чувствуют себя в зелёных зонах, а здания со сложными интересными фасадами вызывают у нас позитивное эмоциональное возбуждение. Серые монолитные постройки подавляют и заставляют нас скучать. Людям нужна визуальная сложность, чтобы чувствовать себя хорошо.

 

 

©




Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на сайт:

Для подписки введите e-mail:




Смотрите также: