Поскольку для людей верующих существование Иисуса Христа является фактом, то у него, без сомнения, есть день рождение. А день рождение принято праздновать. В связи с тем, что католики и протестанты живут по григорианскому календарю, а российская, грузинская, иерусалимская и сербская православные церкви по юлианскому, Рождество Иисуса Христа отмечается в разное время. Они, как известно, 25 декабря. А мы сегодня. Но на этом различия в праздновании только начинаются…

В европейской традиции

Общим для всех христианских религий является только история.

Более 2 тысяч лет назад Мария и Иосиф отправились в Вифлеем на перепись населения. Город был заполнен огромным количеством народа, и в постоялых дворах не нашлось ни одного свободного места. Пришлось им остановиться в пещере, которая служила хлевом для скота. Там и появился на свет младенец Иисус. Ангел принес благую весть о Его рождении пастухам, которые поспешили принести дары. Путь волхвам указала Вифлеемская звезда, взошедшая в ночном небе. Согласно библейскому описанию, волхвы, узнавшие о рождении Сына Божия, принесли ему дары: ладан, золото и смирну. И этого момента Рождество приобрело первую традицию — преподносить подарки.

Точная дата появления Иисуса на свет неизвестна. Поэтому первые христиане этот праздник вообще не отмечали. Упоминания о первых празднованиях относятся к IV веку нашей эры. Появлению точной даты — в ночь с 6 на 7 января — поспособствовали египетские христиане-копты. Затем традиция отмечать этот день распространилась на весь христианский мир. В IV веке в Римской империи торжества по случаю появления Христа перенесли на 25 декабря.

Подготовка к европейскому Рождеству начинается за 4 недели — так называемый период Адвента (пришествия).

Он начинается в четвертое воскресенье до Рождества. В этот день принято дарить детям адвент-календари. Это своеобразный способ отсчета дней до главного праздника, поэтому его еще называют «рождественский календарь» или «календарь рождественской радости».

Каждый день в нем обозначен не только числом, но и отдельным кармашком, коробочкой или футляром, в который кладется небольшой подарок: монетки, конфеты, браслетики, небольшие игрушки, брелоки … Каждый день разрешается открыть только один кармашек. Так что счастливый обладатель такого календаря получит все подарки, но не сразу.

Дом украшается как можно пышнее и радостнее.

Например, еловыми венками, которые встречают гостей у входа. Хвойный венок как символ Рождества «родился» совсем недавно — в XIX веке.

Теолог Иоганн Хинрик Вихерн взял на воспитание детей бедняков, которые не умели еще считать. Зато живо интересовались, когда же придет Рождество. Уставший постоянно отвечать на один и то же  вопрос, Иоганн взял старое колесо, украсил его еловыми ветками, и поставил на него маленькие красные свечи и большие белые. Детям он велел зажигать каждый день по красной свече, а по воскресеньям — белую. Когда все свечи сгорят, тогда и наступит Рождество. Со временем от колеса осталась только форма.

Ели уделяется особое внимание, ибо она символизирует жизнь. Раньше хвойное дерево декорировали яблоками — символ даров Христу. Позже тяжелые и скоропортящиеся плоды заменили легкими шариками. Дерево обязательно венчает Вифлеемская звезда, указавшая путь волхвам.

Божественный свет, который Иисус принес в этот мир, олицетворяют огоньки на елке.

В католической традиции ель принято приносить в дом и украшать в Сочельник — 24 декабря. И оформление елки обычно бывает в одной цветовой гамме, причем игрушки на елке и остальной декор для дома должны гармонировать друг с другом.


Читайте статьи на похожие темы:

  • Символ года в разных ролях
  • Новогодние блюда или «Оливье» разных стран
  • 10 сказочных замков мира
  • 10 фильмов, без которых Новый год … не до конца Новый год
  • Ювелирное искусство в мире елочных игрушек
  • Сказочный король в сказочном замке


Рядом с праздничным деревом вешают носки для подарков.

На самом видном и почетном месте воссоздают сцену рождения Христа: грот, ясли, всех действующих персонажей.

Раньше рождественский вертеп размещали только в храмах, но потом этот милый обычай перекочевал и в обычные дома.

Атмосфера праздника царит не только внутри, но и снаружи.

Переливающимися всеми цветами радуги гирляндами украшены все фасады зданий. Праздничный фасад дома — иллюстрация закона о гостеприимстве, свято соблюдаемое в прошлом.

Дом с иллюминацией демонстрирует желание хозяев принимать дома гостей.

В православной России

А в православной традиции праздник немного поспокойнее.

Зато празднование длится 12 дней, от Рождества до Крещения, или «от звезды до воды». Это время называется Святки, т.е. праздник. Так же проводятся святочные вечера.  Святить 12 дней после Рождества церковь начала еще с древнейших времен. В эти вечера обычно гадают.

Этот обряд больше языческий, чем православный, и церковь с ним активно боролась. Даже были выпущены особые правила Вселенского собора. В Российской империи действовал закон, запрещающий «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

Но веселью помешать невозможно! В эти дни устраивали карнавалы,

приходили ряженные,

гадали по вечерам в каждом доме, катались на тройках,

калядовали.

Калядки — это такие песни, которые славили Христа. Ходили по дворам с с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения — тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Каждая группа несла на палке шести — или восьмиконечную звезду, склеенную из серебристой бумаги. Иногда звезду делали полой и внутри нее зажигали свечу. Светящаяся в темноте звезда словно плыла по улице. В состав группы входил мехоноша, несший мешок для сбора даров. На ходу они пели песню припевку:

«К нам пришло-прикатилося
Святое Рождество!
Вот Свят вечор! Вот Свят вечор!
Мы ходили — походили, колядовщики!
Мы искали — поискали Иванова двора!
Стоит Иванов двор на пяти столбах!
На пяти столбах, на семи верстах!
Коляда — коляда!
Подавай пирога!»

Рождеству предшествует Рождественский пост. Ограничения в пище длятся сорок дней, а в Сочельник, человек очищается и на физическом, и на ментальном плане и возрождается, как Иисус, чтобы продолжить свою жизнь на новом, более качественном уровне. Название «сочельник» происходит от традиционного блюда, которое готовится в этот день, — сочива (вареная пшеница или рис с медом). В старину в Сочельник ели только сочиво, от любой другой пищи верующие воздерживались вплоть до наступления Рождества. Существует также традиция не есть в этот день ничего «до первой звезды».

Освободившись в ходе поста от всего плохого, что накопилось за год, перед Рождеством нужно было «засеять» душу новыми, энергетически чистыми зернами удачи и благополучия. Именно с этим связана еще одна рождественская традиция, «посевание». Поэтому утром 7 января всегда колядуют, разбрасывая по углам комнаты зерна риса, пшеницы, проса. При этом «посевающие» всегда желают хозяевам дома счастья, достатка и здоровья.

До начала 1840-х годов обычай ставить рождественскую елку в России не существовал, дворцовые елки были исключением. Ни Пушкин, ни Лермонтов никогда в жизни елки не видели: в окружавшем их дворянском кругу поддерживались только русские святочные традиции: святочные маскарады и балы.  Лермонтов описал такой святочный праздник в драме «Маскарад», а Пушкин — святочное гаданье девушек, в поэме «Евгений Онегин».

До начала 1840-х годов о елках в столичных домах в литературе не упоминается, но в начале 1840-х, как о большой новинке, уже пишут о продаже в кондитерских «прелестных немецких елок, убранных сластями, фонариками и гирляндами».

В середине сороковых годов уже встречаются отдельные удивленные упоминания, что «в русских домах принят обычай немецкий… украшают… деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки вызолоченные орехи. Красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда… все это освещается множеством восковых свеч, прилепленных к веткам, а иногда и разноцветными фонариками». Достоевский в рассказе «Елка и свадьба» 1848 года упоминает елку как уже нечто общеизвестное.

Участие других персонажей

Европейскую традицию сложно представить без Санта Клауса.

Веселый седовласый старичок в красном камзоле летает в санях, запряженных оленями, целую ночь и засовывает подарки во все подготовленные носки, а если они там не помещаются, то просто складывает их около елки.

Его появление не центральное, но долгожданное и необходимое.

Наш Дед Мороз, с огромной бородой, посохом, длинной шубой и Снегурочкой — персонаж другого праздника. Он символизирует приход Нового года, а не Бога. В России рождественского деда никогда не было.

Дед Мороз — языческая традиция. Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл свое отражение в русских пословицах, поговорках, сказках.

К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя. Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «кликанья мороза»: его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей — блинами и кутьей. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце.

В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году — с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» Одоевского. Достаточно долгое время Мороз Иванович Одоевского и елка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Санта Клаус. В 1886 году впервые отмечается «Морозко», и к началу XX века уже складывается знакомый образ Деда Мороза.

Праздничный стол

Он есть и в той и другой культуре. В день Рождества принято собираться всем вместе за праздничным столом, на который выставляются заботливо приготовленные разнообразные блюда. Без «богатого» стола и праздник не праздник. Интересно, что набор традиционных блюд в каждой стране свой. Считается, что их должно быть двенадцать, по числу апостолов. Само собой, сейчас эти границы размыты. Однако можно выделить несколько признаков того, что стол накрыт в католической семье.

Обязательно подаются:

  • блюда из рыбы (копченой, соленой, жареной, запеченной или в составе салата – не важно),
  • кисели из клюквы и на основе геркулесовой закваски,
  • сочиво (сваренные с медом ячменные или пшеничные зерна),
  • облатка (тонкий пресный рождественский хлеб),

На православном столе можно увидеть другие блюда.

Рождество – дневной праздник. Он начинается утром, часов в 10-12. На рождественский стол подают разные блюда. Они разнятся и меняются в зависимости от региона, но некоторые традиционные черты остаются общими. Главным блюдом является жаркое или мясное, которое делают из поросенка или гуся. А раньше жарили на вертеле быка или свинью. Но готовят и окорок, гуся, крупную часть типа окорока или задней ноги. Подают блюда из рыбы и пирог. На сладкое готовят что-то из фруктов, торт или сладкий пирог.

Традиционное блюдо и классика стола – рождественский гусь, которого готовят в духовке, а еще лучше – в русской печи. Его запекают в зависимости от массы 1,5-2,5 часа, периодически поворачивая и обливая выделяющимся соком и жиром. Гуся фаршируют яблоками, кладут внутрь дольку лимона, дольку – две чеснока, луковицу, зашивают и отправляют в духовку.

Сообщение Чем отличается наше Рождество от западного появились сначала на Postel-Deluxe.ru.

©




Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на сайт:

Для подписки введите e-mail:




Смотрите также: